Является ли предпринимательской нотариальная деятельность

Нотариат — предпринимательская деятельность? Бесплатная юридическая консультация: В практике и теории за последние годы возникало множество споров связанных с правовым.

Нотариат — предпринимательская деятельность?


Бесплатная юридическая консультация:

В практике и теории за последние годы возникало множество споров связанных с правовым статусом нотариуса. Один из них связан с определением, того относится ли деятельность нотариуса занимающего частной практикой к предпринимательской деятельности?

Оглавление:

Несмотря на то, что ч.6 ст.1 Основ закрепляет: нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, на практике возникает множество споров.

Проиллюстрируем вышесказанное примером:

«В отсутствии представителей сторон (Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому округу г. Омска была надлежащим образом извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, а от нотариуса Граценштейн Н.Я. поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Ленинскому району г. Омска (далее — Инспекция МНС) на решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.99 г. по делу Nпо иску нотариуса Граценштейн Н.Я. к Инспекции МНС, установил:

Нотариус Граценштейн Н.Я., занимающаяся частной практикой, обратилась в Арбитражный суд Омской области с иском об обязании Инспекции МНС произвести перерасчет подоходного налога за 1996 г. и 1997 г. и зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по подоходному налогу.


Бесплатная юридическая консультация:

Решением Арбитражного суда Омской области от 26.10.99 г. исковые требования нотариуса Граценштейн Н.Я. удовлетворены. Инспекция МНС обязывается произвести зачет излишне уплаченного нотариусом подоходного налога в суммеруб.88 коп. в счет причитающихся платежей по подоходному налогу за 1999 год.

В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение суда и отказать в иске в связи с неправильным применением судом норм материального права, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.

Отзыва на кассационную жалобу не поступило.

Кассационная инстанция, в соответствии со ст.174 АПК РФ, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, находит, что решение суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии со ст.22 АПК РФ Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникшим из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном порядке.

Введенным в действие с 01.01.99 г. Налоговым кодексом РФ (ст.11) частные нотариусы в вопросах налогообложения приравнены к индивидуальным предпринимателям, однако правовое положение частного нотариуса как лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, в силу ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате, не изменилось.

В соответствии со ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, следовательно споры с участие нотариуса, занимающегося частной практикой, как физического лица, арбитражному суду не подведомственны и подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Согласно п.4 ст.22 АПК РФ в случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Частью 2 ст.138 АПК РФ предусмотрено, что судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.


Бесплатная юридическая консультация:

Следовательно для частных нотариусов, вопрос рассмотрения иска в арбитражном суде ограничен, в силу ч.2 ст.138 АПК РФ, лишь двумя видами исков.

В данном деле фактически рассматривается вопрос о возврате из бюджета излишне уплаченного подоходного налога, с чем не согласна налоговая инспекция, а не действия или бездействия должностных лиц налоговой инспекции, в силу чего данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Кроме того, в соответствии со ст.8 Федерального закона РФ от 31.07.98 г. N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» положения части первой Кодекса применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.

Правоотношения по рассматриваемому делу возникли до введения в действие Кодекса, следовательно его положения к данным правоотношениям не применимы.

Исходя из изложенного выше кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене а производство по делу прекращению в связи с не подведомственностью спора арбитражному суду.

Руководствуясь п.1 ст.85, п.3 ст.175, ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:


Бесплатная юридическая консультация:

Решение Арбитражного суда Омской области от 26.10.99 г. по делу Nотменить.

Производство по делу прекратить.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит». Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 февраля 2000 N Ф04/424-45/А

К слову сказать, данное определение в части отнесения частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям стало предметом рассмотрения в Конституционном суде Российской Федерации жалобы гражданки, занимающейся частной нотариальной практикой (Определение Конституционного суда Российской Федерации от 6.06.02 г. N 116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации» Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 июля 2002 г. — N 29. — Ст. 3007.). Как следует из жалобы, приведенное определение, уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей (применительно к ст.39, 143 и 235 НК РФ). При этом не учитывается особый характер нотариальной деятельности, а также то, что эта деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Как уточнил Конституционный суд РФ, систематическое толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (статья 23 ГК РФ). Это согласуется с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии со статьей 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Допустимость такого законодательного подхода — отнесение частных нотариусов как субъектов налоговых обязательств к одной группе с индивидуальными предпринимателями — вытекает, в том числе, из особенностей статусных характеристик частных нотариусов, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год»: как самозанятые граждане, частные нотариусы осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск (пункт 10 мотивировочной части), отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (статья 24 ГК Российской Федерации).


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в пункте 2 его статьи 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения — как норма прямого действия — абзац четвертый пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет и не может нарушать прав и свобод нотариусов.

Вернемся к рассмотрению правового статуса нотариусов. Как мы уже отмечали, при совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу (ч.3 ст.2 Основ).

Источник: http://vuzlit.ru//notariat_predprinimatelskaya_deyatelnost

Нотариат и предпринимательство в современных российских условиях

(Романовская О. В.) («Нотариус», 2009, N 1) Текст документа

НОТАРИАТ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

О. В. РОМАНОВСКАЯ


Бесплатная юридическая консультация:

Романовская О. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Пензенского государственного университета.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы о нотариате) нотариат выполняет публичные функции и призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Закрепление правозащитных функций нотариата, помноженное на предоставление права осуществления нотариальных действий от имени государства, предполагает наличие особого статуса у нотариусов. На это, в частности, обращено внимание в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» : «Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии». В ст. 1 Основы о нотариате также подчеркивают, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В ст. 6 дополнительно указывается, что нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской. Это означает также, что индивидуальный предприниматель, прежде чем стать нотариусом (в порядке, установленном Основами о нотариате), должен обратиться с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 22.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ). ——————————— Собрание законодательства РФ. 1998. N 22. Ст. 2491. Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

Необходимо отметить, что указание на непредпринимательский характер деятельности присутствует во многих законах о нотариате стран — участниц СНГ. В частности, ч. 6 ст. 2 Закона Республики Молдова от 8 ноября 2002 г. N 1453-XV «О нотариате» устанавливает: «Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не может быть приравнена к таковой, не осуществляется на основе предпринимательства и не подпадает под действие законодательных и других нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность». Нетрудно увидеть более жесткий характер правила, подчеркивающего невозможность регулирования нотариальной деятельности нормативными актами, посвященными предпринимательству. Подобный «водораздел» направлен на устранение какой-либо путаницы и стимулирует законодателя не пользоваться отсылочными нормами к актам по предпринимательству (а потом пусть правоприменитель додумывает, что следует распространять на нотариат, а что нет), а формулировать специальные правила, имеющие узкопредметную направленность. ——————————— Тексты нормативных актов о нотариате любезно предоставлены Центром нотариальных исследований Федеральной нотариальной палаты.

Часть 2 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. N 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» содержит лишь краткое упоминание: «Частная нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью». Закон Эстонской Республики от 21 декабря 2000 г. N 948 «О нотариате» не подчеркивает непредпринимательский характер нотариальной деятельности, указывая, что нотариус является носителем публично-правовой должности, ни предпринимателем, ни государственным чиновником. Нотариус исполняет свои служебные обязанности в качестве лица свободной профессии от своего имени и под свою ответственность (ст. 2). Кстати, в ч. 5 ст. 13 Закона проводится аналогия: «Обложение нотариуса налогом производится аналогично обложению налогом предпринимателя — физического лица. Нотариус обязан платить налог с оборота». Соотношение нотариата и предпринимательства имеет под собой принципиальную подоплеку: соотношение публичного и частного в нотариальной деятельности. Если исходить из ее публично-правового предназначения, то нотариус должен как минимум находиться под особым контролем со стороны государства, как максимум — быть интегрированным в систему государственного управления. «Если же рассматривать нотариат как сугубо частноправовой институт, — отмечает В. В. Ярков, — то в этом случае следует снять с нотариусов какую-либо обязательную компетенцию, отменить регулирование тарифов (как и у адвокатов), численности и, конечно же, освободить от обязанности по оказанию бесплатной либо на льготных условиях юридической помощи» . ——————————— Нотариальное право России / Под ред. проф. В. В. Яркова. М., 2003. С. 32.

В то же время соотношение предпринимательства и нотариата раскрывает ряд существенных проблем, которые можно систематизировать следующим образом: 1. Введение института частного нотариата повлекло за собой появление нового субъекта экономических отношений, который, с одной стороны, наделен государственно-властными полномочиями, а с другой — доход, полученный от профессиональной деятельности, обращается им в личную собственность. Налицо прямая заинтересованность в получении высокого дохода от результата собственного труда. В этой части сложно не согласиться с И. В. Москаленко в том, что «декларации о непредпринимательском характере нотариальной деятельности еще не препятствуют сами по себе превращению ее в предпринимательскую» . Законодательство о нотариате не создает гарантий от реального скатывания нотариата в предпринимательство. Практика знает примеры недобросовестной конкуренции, переманивания клиентов, ведения «черных» реестров, неэтичной рекламы, завышения или занижения нотариального тарифа, установления неформальных договорных отношений с клиентами и др. В принципе включение нотариуса в рынок юридических услуг не имело бы столь негативную окраску, если бы нотариус был всего лишь лицом, оказывающим именно услуги, а не выполняющим публичные функции от имени государства. Кроме того, настораживает отсутствие действенных форм постоянного государственного контроля за нотариатом, что и позволяет действовать последнему в решении публичных вопросов с помощью рыночных механизмов, когда их использование носит неоправданный характер. ——————————— Москаленко И. В. Нотариальная деятельность и деятельность предпринимательская // Нотариус. 2006. N 3.

Бесплатная юридическая консультация:

2. Российское законодательство во многих вопросах отторгает нотариуса как самостоятельного субъекта правоотношений, отождествляя его с индивидуальным предпринимателем. Ярким примером тому служит налоговое законодательство. Так, Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) до 2006 г. в ч. 2 ст. 11 закреплял: «Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты». Благодаря отнесению нотариусов к предпринимателям произошла тотальная путаница в практике деятельности налоговых органов. Распространяются ли на частнопрактикующих нотариусов упрощенная система налогообложения, допустимые профессиональные вычеты, какие расходы не включаются в состав затрат нотариальной деятельности (расходы на рекламу, взносы в нотариальную палату, оказание бесплатной помощи гражданам) — это только беглый перечень вопросов, по которым формировалась судебная практика во взаимоотношениях между нотариатом и системой налоговых органов. Следует отметить, что судебные решения по различным регионам отличались своей неоднородностью. По-видимому, такая ситуация породила обращение в Конституционный Суд РФ гражданки Г. Ю. Притулы — частнопрактикующего нотариуса. Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы, обосновав, что отождествление нотариусов и предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, предназначенное для применения исключительно в целях налогообложения . В то же время понятие «индивидуальный предприниматель» — общее понятие, которое используется различными отраслями права, которое формулируется нормами Гражданского кодекса РФ. В научной литературе была высказана резкая критика позиции, изложенной в решении органа конституционного правосудия: «Не совсем понятно, о каком специальном значении может идти речь? Выработанная и законодательно закрепленная дефиниция должна, на наш взгляд, трактоваться однозначно. Заимствование термина другой отраслью законодательства не должно извращать изначальный смысл понятия. Конституционный Суд РФ, по сути, устранился от разрешения этого важного для практики, нотариального сообщества вопроса. С одной стороны, он констатировал, что нотариальная деятельность не является предпринимательской, с другой — сохранил возможность взимания налогов и сборов с нотариусов как с предпринимателей, да еще указал на рисковый характер их деятельности и самостоятельную имущественную ответственность, по существу, вновь уравняв нотариусов с предпринимателями» . ——————————— Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О // Собрание законодательства РФ. 2002. N 29. Ст. 3007. Мохов А. А., Колганова С. В., Рабочий П. В. Отечественный нотариат: понятие и сущность // Нотариус. 2007. N 5.

В указанном аспекте вызывает интерес Закон Республики Армения от 27 декабря 2001 г. N ЗР-274 «О нотариате», ст. 15 которого предусматривает, что совершение нотариальных действий является платным, за которое нотариус взимает государственную пошлину. В то же время нотариус «оказывает платные услуги, в частности осуществляет правовую помощь или консультацию, дает разъяснения, составляет проекты сделок или иных правовых документов, оказывает другие правовые услуги, а также осуществляет иные функции, обеспечивающие исполнение нотариальных действий». В отношении данных услуг «применяется режим предпринимательской деятельности, установленный Гражданским кодексом». В упомянутом решении Конституционного Суда РФ был создан прецедент, когда общеправовые понятия в различных отраслях можно расширять или сужать, исходя из узкоотраслевой целесообразности. В принципе это допустимо, если само отраслевое регулирование четко и единообразно регулирует все складывающиеся вокруг этого понятия правоотношения. Однако в НК РФ четкость и единообразие в отношении частных нотариусов отсутствуют, что позволило отметить А. Костылевой: «…правоприменителю всякий раз приходится брать на вооружение здравый смысл и логическое мышление, чтобы определить, к кому же они относятся» . В то же время законодатель понял, что даже «в целях налогообложения» отождествление представляет собой серьезный изъян в юридической технике. Именно поэтому в НК РФ были внесены изменения, фактически учитывавшие претензии гражданки Г. Ю. Притулы. Кстати, Конституционный Суд РФ в другом своем решении выбрал несколько иную позицию, указав, что публично-правовая задача, реализуемая нотариусом «обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства… Исходя из этого, недопустимо избранное законодателем регулирование, уравнивающее их с другими категориями плательщиков страховых взносов, деятельность которых не носит особого публично-правового характера и направлена на извлечение прибыли, а также не дифференцирующее тарифы страховых взносов в зависимости от получаемого заработка (дохода)» . ——————————— Костылева А. Соотношение понятий «индивидуальный предприниматель» и «нотариус, занимающийся частной практикой» в гражданском и налоговом законодательствах // Бюллетень нотариальной практики. 2004. N 3. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. N 18-П // Собрание законодательства РФ. 2000. N 3. Ст. 353.

Несмотря на изменение ст. 11, НК РФ в ч. 2 ст. 54 устанавливает: «Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации». В развитие данной статьи принят Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утвержден Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430), в котором предусматривается: «Индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами» (п. 2). Далее по тексту деятельность, осуществляемая частными нотариусами, именуется как предпринимательская. Можно только порадоваться, что есть электронные справочные правовые системы, благодаря которым к данному Порядку есть «КонсультантПлюс: Примечание» — «Федеральными законами от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ и от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в ст. 11 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми частные охранники, частные детективы и нотариусы более не приравниваются к категории индивидуальных предпринимателей». Однако правила юридической техники требуют, чтобы уточнения оформлялись не ремарками для удобства пользователей, а соответствующими официальными изменениями в нормативные акты. Следует добавить, что в соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют частнопрактикующие нотариусы в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций». В результате такой отсылки нотариусы неоднократно сталкивались с проблемами включения в состав расходов членских взносов в нотариальную палату, расходов на рекламу, повышение квалификации и т. д. Поднимался вопрос о переходе нотариусов на упрощенную систему налогообложения. Обобщая, можно отметить, что в вопросах налогообложения нотариусов полная недосказанность, бессистемные аналогии и пробелы. 3. Третий аспект заявленной проблематики включает в себя анализ деятельности независимого нотариуса как субъекта, обеспечивающего нормальное развитие рыночных отношений, развитие предпринимательства. Нетрудно заметить определенную тенденцию: происходит постепенное «вымывание» значения нотариального удостоверения. Подавляющее большинство нормативных актов идет по пути установления перечня документов, копии которых могут заверяться по месту требования или иными уполномоченными должностными лицами, кроме нотариусов. Нотариус не является монополистом «на селе». Согласно ст. 1 Основ о нотариате в случае отсутствия в поселении нотариуса право совершать некоторые нотариальные действия имеют глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселение может быть городским или сельским. В условиях российской действительности нотариус, как правило, функционирует в центре административно-территориальной единицы. Понятно, что не во многих сельских поселениях присутствует нотариус. В то же время есть территории с высокой плотностью населения, когда трудно говорить о недоступности нотариальных услуг, но при формальном отсутствии нотариуса в конкретном сельском поселении в них указанные услуги могут быть оказаны должностными лицами местного самоуправления. Закон не учитывает, есть ли на самом деле проблема в том, чтобы обратиться именно к нотариусу, который в любом случае является основным субъектом осуществления нотариальной помощи. Зато налицо проблема оказания качественных услуг в условиях дефицита профессионального кадрового состава в муниципалитетах. ——————————— Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Кроме того, можно наблюдать последовательное сокращение видов сделок, требующих нотариального удостоверения. К этому можно добавить вытеснение нотариуса из информационного поля в сфере оборота с недвижимостью. Нотариус фактически не может служить гарантом надежности сделок данного вида, так как в любом случае он является вторичным получателем информации, а не ее держателем, как регистрационные органы. Ко всему этому добавляется уменьшение финансовой основы нотариальной деятельности. Сама история изменения ставок государственной пошлины свидетельствует об их последовательном уменьшении в отношении нотариальных действий. В частности, за удостоверение договоров (неблизким родственникам), предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (отметим — самые доходные для нотариуса), взималось 1,5% от суммы договора, но не менее 10 МРОТ (в редакции Закона о государственной пошлине от 20.08.1996). В последующем минимальная сумма была установлена в размере 1 МРОТ (в редакции Закона от 19.07.1997). В настоящее время ст. 22.1 Основ о нотариате установила сумму нотариального тарифа не более 1%, с уменьшением при увеличении суммы договора. Во многих регионах нотариат становится экономически невыгодным, так как обращение к нотариусу объективно не обусловлено. Если же нотариус ставится на грань выживания, то ему приходится участвовать в конкурентной борьбе с другими участниками рынка юридических услуг за ту нишу, которая является уже предпринимательством. Несмотря на это, новый Закон о нотариате пока не принимается. Исходя из приведенных обстоятельств, следует проанализировать некоторые инициативы Министерства экономического развития России, согласно которым предлагается произвести отмену квотирования должностей нотариусов и установление заявительного доступа к профессии. Изначально отметим, что данный подход является усмотрением государства и в принципе может быть вполне реализован при подготовке нового Закона о нотариате. В этом аспекте можно согласиться с Л. В. Усович, считающей, что «эти преобразования могут коренным образом повлиять на ход дальнейшего развития российского нотариата» . Действительно, перевод нотариуса на «рыночные рельсы» будет означать еще одну революцию в масштабе сферы юридических услуг. Нотариальное сообщество оценивает последствия возможного перевода как катастрофические. Авторы же реформы видят в ней продолжение той последовательности, которая наблюдается на протяжении последних лет. Мол, надо придать логическую завершенность постепенному отходу нотариата в предпринимательство. Однако нотариус не оказывает гражданско-правовые услуги, он не заключает сделку с клиентом. Тем самым нотариальная деятельность коренным образом отличается от сферы оказания правовых услуг, в том числе адвокатских. Следует согласиться с Е. Б. Тарбагаевой: «Нотариальное обслуживание публично по своему содержанию и правовой форме: осуществление специально уполномоченными лицами (1) в пределах установленной законом компетенции (2) в определенной законом процедурно-правовой форме (3) от имени государства (4)» . Если же государство обозначит окончательный переход нотариата в предпринимательство, то придется отказаться от осуществления действий от имени государства, серьезно изменится компетенция (особенно в части территориальной компетенции), следует пересмотреть принципы взаимоотношений нотариата и государства. Вдохнет ли такая реформа новую жизнь в организацию нотариальной деятельности, вопрос спорный. Нельзя не сказать, что в таком прогнозе есть и объективный момент: нотариат является уникальным институтом, функционирующим на грани частной и публичной сфер. Это, по-видимому, создает некий маятник: придать большую публичность нотариату или отправить его в вольные рыночные стихии? «Нотариальная деятельность призвана учитывать публичные и частные интересы, — пишет В. В. Гошуляк. — Являясь порождением тех и других интересов, нотариальная деятельность, по нашему мнению, имеет дуалистическую природу. С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, а с другой стороны, он — независимый юридический консультант сторон. В последнем случае нотариус выступает как представитель свободной профессии» . Золотая середина — обеспечение публичности при сохранении статуса свободной профессии — не проведена в Основах о нотариате, что также вопрос о реформах оставляет открытым. Необходимо признать, что решение принципиального вопроса о роли и месте нотариата в сфере оказания правовой помощи населению опосредует реализацию частностей. Однако именно детали будут показывать настоящее отражение дел. В любом случае затягивание с выставлением окончательной точки в дискуссии может привести к тому, что исчезнет сам ее предмет. ——————————— Электронный документ: http://notaryfund. ru/pics/kvota. doc. Тарбагаева Е. Б. Организация и деятельность нотариата в Российской Федерации. СПб., 2006. С. 23. Гошуляк В. В. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве России. М., 2005. С. 246.

Обобщая, следует отметить: 1. Необходимо скорейшее принятие нового Федерального закона о нотариате, отражающего единую, точную, выверенную концепцию о роли и месте данного института в жизни российского общества. 2. Отражение специфики нотариата (при ее сохранении в новом Законе) обусловливает ее последовательное закрепление во всех иных нормативных актах. Учитывая принципиальное значение финансового обеспечения нотариальной деятельности, с одной стороны, необходимо четкое отражение статуса денежного вознаграждения нотариуса за осуществление нотариального акта, с другой — необходимо принятие специальных правил об особенностях взимания налогов с частнопрактикующего нотариуса. 3. Придание нотариусу статуса «лица свободной профессии» предполагает выработку единой концепции в понимании нового субъекта правоотношений. В настоящее время указанный термин ассоциируется в большей мере именно с предпринимателем, что не соответствует традиционной мировой практике.

Источник: http://center-bereg.ru/j1753.html


Бесплатная юридическая консультация:

Частные нотариусы как индивидуальные предприниматели

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 49, 2002

Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Данное определение в части отнесения частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям стало предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации жалобы гражданки, занимающейся частной нотариальной практикой (см. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта второго статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации»). Как следует из жалобы, приведенное определение, уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей (применительно к ст.ст.39, 143 и 235 НК РФ). При этом не учитывается особый характер нотариальной деятельности, а также то, что эта деятельность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

При рассмотрении жалобы Конституционный Суд Российской Федерации отметил следующее. В НК РФ некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие «индивидуальные предприниматели», употребляются в специальном значении исключительно для целей Кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием «индивидуальные предприниматели», частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации). Такое положение согласуется и с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

Кроме того, допустимость такого законодательного подхода, т.е. отнесение частных нотариусов как субъектов налоговых обязательств к одной группе с индивидуальными предпринимателями, вытекает в том числе из особенностей статусных характеристик частных нотариусов (как самозанятые граждане частные нотариусы осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание), выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате».

Что касается ст.ст.39, 143 и 235 НК РФ, то сами по себе они не содержат каких-либо требований по уплате налогов (обязательств) частными нотариусами, не предусматривают для них конкретных налоговых обязанностей, а также не устанавливают элементов налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговую ставку, порядок исчисления НДС и единого социального налога, порядок, сроки и льготы по их уплате. Следовательно, нет оснований утверждать, что указанные статьи НК РФ во взаимосвязи с абз.4 п.2 ст.11, признавая частных нотариусов наряду с индивидуальными предпринимателями плательщиками НДС и единого социального налога, не учитывают юридический статус частных нотариусов как самозанятых граждан и нарушают их конституционные права.


Бесплатная юридическая консультация:

Учитывая изложенное, Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 06.06.2002 N 116-О отказал в принятии к рассмотрению указанной жалобы.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/26494-chastnye-notariusy-individualnye-predprinimateli

Статья 69.1. Нотариальная деятельность.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не подпадает под действие нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

Статья 69.2. Субъект налогообложения Субъектом налогообложения является частный нотариус.

Статья 69.3. Объект налогообложения Объектом налогообложения является доход частного нотариуса.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 69.4. Расходы частного нотариуса Из средств, полученных за оказание нотариальных услуг, частный нотариус имеет право покрывать расходы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности, ее материально-техническим обеспечением, арендой и содержанием помещения нотариального бюро, оплатой услуг нанятого технического персонала.

Статья 69.5. Ставка налога (1) На частного нотариуса не распространяется действие статьи 15 настоящего Кодекса. (2) Общая сумма подоходного налога определяется для частного нотариуса в размере 22 процентов ежемесячного облагаемого дохода». (Ст. 15 НК определяет шкалу, по которой производится расчет подоходного налога для физических лиц. — Прим. автора.) Данным Законом о дополнении и изменении Налогового кодекса нотариус также был исключен из числа лиц, уплачивающих НДС. В этом же 2002 году был принят новый Закон «О нотариате», в котором, помимо иных значительных улучшений, были также закреплены следующие понятия. Во-первых, был значительно шире отграничен нотариус от предпринимателя: «Нотариальная деятельность не является предпринимательской и не может быть приравнена к таковой, не осуществляется на основе предпринимательства и не подпадает под действие законодательных и других нормативных актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность». Во-вторых, четко было закреплено, что из средств, полученных частным нотариусом от оплаты нотариальных услуг, покрываются расходы по осуществлению профессиональной деятельности, ее материально-техническому обеспечению, аренде и содержанию помещения нотариального бюро, оплате услуг нанятого технического персонала. Оставшиеся после покрытия всех указанных выше расходов средства составляют доход частного нотариуса, из которого производятся взносы государственного социального страхования и иные обязательные платежи, предусмотренные законодательством. Другими словами, данными двумя нормативными актами был сделан серьезный шаг в отношении легализации расходов нотариуса, а также четкого определения доходов и расходов нотариуса. Следующим шагом было принятие иных изменений в Налоговом кодексе, а именно в 2004 году была исправлена ошибка и установлено, что фискальный код присваивается не нотариальному бюро, а нотариусу непосредственно. В то же время в отношении социального фонда, после определенных корректировок нотариусы ежегодно стали включаться в таблицу расчета размеров взносов в систему социального страхования и определения размеров и видов социальных выплат. Правда, здесь следует пояснить один важный момент. С 2000 по 2005 годы размер ставок отчислений в социальный фонд постоянно варьировался, порой кардинально. Так, изначально, в01 годы, нотариусы должны были платить 10% от получаемого гонорара (на тот момент существовало понятие «гонорар», но Законом от 2002 года оно было заменено на понятие «доход»). В 2002 г. была установлена ставка 15% с дохода. В 2003 г. — ежемесячно 28% из трех среднемесячных заработных плат по стране. В% из дохода, но не более 28% из трех среднемесячных заработных плат по стране и не менее 60 лей (60 лейрублей. — Прим. автора). И, наконец, на 2005 год установлен фиксированный годовой взнос в размере 1374 лея (3500 рублей. — Прим. автора). Возникает вопрос: почему ежегодно так или иначе размер взносов снижался? Дело в экономической составляющей деятельности социального фонда. Так как финансовая деятельность нотариуса из всех налогоплательщиков была, пожалуй, самой «прозрачной», поэтому и реальность, объемность платежей нотариусов были самыми высокими. С точки зрения пропорции человекоплатеж нотариус занимал одно из первых мест в стране — такой объем платежей в соцфонд на одного человека редко где присутствовал. Но это, в свою очередь, означает и то, что выплаты со стороны соцфонда, к примеру, на тот же больничный, были высоки. Когда нотариус честно шел в соцфонд за оплатой больничного, то расчет выплат велся, соответственно, исходя из суммы, из которой рассчитывался взнос. Многие нотариусы решили воспользоваться возможностью покрыть расходы на оплату своего лечения, что привело к относительно серьезным расходам бюджета социального фонда на одного человека (например, нотариусу было выплачено 36 тысяч лей — 90 тысяч рублей — за больничный). Это, конечно, не единственный, но один из важных факторов, повлиявший на снижение суммы, из которой должен производиться расчет размера взносов, вплоть до перехода на ежегодную фиксированную сумму. С другой стороны, фиксированная сумма позволяла со стопроцентной уверенностью рассчитывать доходную часть бюджета в отношении нотариусов вне зависимости от их финансовой деятельности. Говоря о дне текущем, ситуация в области налоговых правоотношений и системы государственного социального страхования выглядит следующим образом. Налоговые правоотношения регулируются частично нормами Закона «О нотариате» 2002 года, с изменениями и дополнениями, и Налоговым кодексом 1997 года с изменениями и дополнениями, включая 2002 год. Фискальный код присваивается каждому нотариусу в отдельности, нотариальное бюро не имеет своего фискального кода. Ежемесячно уплачивается подоходный налог в размере 22% дохода нотариуса, образованного после вычета расходов из всех полученных за оказание нотариальных действий сумм. Закреплено право на расходы именно нотариуса, связанные с его деятельностью. Также ввиду того, что принципы амортизации указаны в Налоговом кодексе в отношении экономических агентов, они не распространяются на нотариусов, которые списывают приобретенные товары (оргтехнику, расходные материалы, мебель и т.д.) сразу в текущем месяце. Правда, нотариусу запрещен перенос расходов на следующий месяц, в том числе и в случае, когда расходы в текущем месяце превысили доходы. Ежемесячно нотариус сдает краткий отчет о своей финансовой деятельности в налоговую инспекцию (1 страница формата А4, только 12 строк: сумма дохода, расходы по видам: аренда, содержание помещения, материально-техническое обеспечение и т.п.). Годовую декларацию сдают только те нотариусы, которые помимо осуществления нотариальной деятельности занимаются научной, педагогической и творческой работой. НДС, налог на благоустройство территории и иные обязательные платежи и сборы, предусмотренные для экономических агентов, нотариусом не уплачиваются. Отношения с социальным фондом регулируются также частично нормами Закона «О нотариате», бюджетом государственного социального страхования на соответствующий год и Законом о государственной системе социального страхования. На текущий 2005 год установлено, что нотариус выплачивает фиксированный взнос в размере 1374 лея (3500 рублей. — Прим. автора), причем он перечисляет на счет Национальной кассы социального страхования ежемесячно 1/12 часть этой суммы. При этом в текущем году уменьшение размеров взносов повлекло за собой и уменьшение размеров и видов социальных выплат. Так, уплата указанной суммы дает нотариусу право только на минимальную пенсию государственного социального страхования и пособие на погребение. Отчет о произведенных выплатах нотариус ежеквартально предоставляет в филиалы Национальной кассы. Здесь необходимо осветить важный нюанс. При расчете пенсии нотариусов, которые будут выходить на пенсию до 2010 года, будут приниматься во внимание все выплаты начиная с 1999 года, т.е. и выплаты, производимые по ставкам 15%, 10% от дохода. Ну, а для молодых нотариусов тема остается открытой. Правда, до сих пор не разрешен вопрос о получении и подтверждении информации об уже накопленных суммах. По предварительной информации, данные о накопленных средствах будут выдаваться начиная с 2006 года. Итак, помимо платежей по подоходному налогу и перечислений в соцфонд нотариус не обязан совершать оплату иных налогов и сборов, включая НДС. Это стало следствием практически шестилетней совместной работы Союза нотариусов РМ и ассоциации нотариусов РМ «НОТА» по разъяснению правового статуса нотариуса. Были использованы обращения в министерства и ведомства страны, Парламент и Правительство, судебные инстанции и Конституционный суд. В то же время пройдена только половина пути, поскольку все еще остались проблемы и непонимание в области бухгалтерского учета нотариуса и его обязательного медицинского страхования, где также существует определенное непонимание и ряд абсурдных норм права при применении их в отношении нотариуса. Эти проблемы требуют отдельного освещения и потому не рассматриваются в данной статье. Но все равно нотариусы Молдовы готовы и дальше бороться за свою профессию, вне зависимости от противостоящих трудностей, чего я от всего сердца хочу пожелать всем коллегам из России и других стран СНГ. Нотариус, 2005, N 3

Источник: http://www.lawmix.ru/comm/1326/2772

Является ли нотариальная деятельность предпринимательством.

2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Согласно части шестой статьи 1 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, поэтому частный нотариус к числу индивидуальных предпринимателей не относится.

соглашаясь с автором предыдущего ответа, хочу отметить, что статья 11 Налогового кодекса Российской Федерации, уравнивает налогово — правовой статус индивидуального предпринимателя и нотариуса. Это означает, что в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, нотариус пользуется правами, несет обязанности и ответственность, как индивидуальный предприниматель.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.9111.ru/questions/143364/

Является ли предпринимательской нотариальная деятельность

«Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»от 11 февраля 1993 г. N 4462-I

Статья 1. Нотариат в Российской Федерации . Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Статья 6. Ограничения в деятельности нотариуса Нотариус не вправе: заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

Статья 23. Финансирование нотариальной деятельности Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке.


Бесплатная юридическая консультация:

Так все-таки по смыслу: занимается нотарус предпринимательской деятельностью или нет?

Источник: http://forum.garant.ru/?read,1,74353

Является ли предпринимательской нотариальная деятельность

Для полноты характеристики еще один аспект нотариальной деятельности заслуживает рассмотрения, это соотношение ее с деятельностью предпринимательской. Но этим самым не ставиться под сомнение известную позицию Конституционного Суда РФ, ограничившего действие нормы п. 2 ст. 11 НК РФ в части отнесения частных нотариусов к категории индивидуальных предпринимателей пределами данного нормативного акта Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. № 116-0.. Тем более, что и Основы (ст. 1) всегда указывали на то, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Правда, редакция этой нормы отдает силь-нейшим противоречием, поскольку прибыль, как известно, есть результат экономической деятельности, преимущественно, но не исключительно предпринимательской. Да и цель извлечения прибыли может преследо-вать любое лицо, не обязательно занимающееся предпринимательской деятельностью. Не поможет нам в этом отношении ист. 2 ГК РФ, по-скольку единственный надежно контролируемый и формализуемый признак предпринимательской деятельности в ней — это государствен-ная регистрация ее субъекта в качестве индивидуального предпринима-теля либо юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Проблема точной квалификации и зако-нодательной дефиниции предпринимательской деятельности настолько сложна и объемна, что я охотно предоставляю ее решение тем, кого она занимает профессионально — специалистам в области гражданского и предпринимательского права.

Здесь необходимо обратить внимание на то, что декларации о не-предпринимательском характере нотариальной деятельности еще не препятствуют сами по себе превращению ее в предпринимательскую. И дело не только в нарушениях нотариусами своих обязанностей по взиманию тарифа и платы за услуги, укрывательстве налогов и веде-нии черных реестров. Не менее важно, оказывается, определить границы, в которых нотариальная деятельность сохраняет свой непредпринимательский характер. В Евросоюзе, например, дей-ствует норма, в соответствии с которой в той части, в какой нотариусы -заняты исполнением своих публичных обязанностей, подпадающих под действие ст. 45 Договора о Европейском сообществе, европейское конкурентное право на них не распространяется. Но если нотариусы начинают заниматься другими видами деятельности, то они в зависимости- от конкретных обстоятельств могут рассматриваться в качестве предпринимателей, подпадающих под действие норм европейского кон-курентного права.

Сегодня для России эта норма не актуальна, поскольку наше законо-дательство прямо запрещает российскому нотариусу заниматься какими-либо видами деятельности, за исключением нотариальной, научной и препо-давательской. Но возможно, что эти ограничения, во-первых, не вечны, а, во-вторых, как показывает мировая, а в том числе и европейская практика, чрезмерны. Отсюда следует, что при совершенствовании законодательного регулирова-ния нотариальной деятельности в России данное обстоятельство необходимо учитывать.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://studbooks.net/977251/pravo/notarialnaya_deyatelnost_deyatelnost_predprinimatelskaya

Является ли предпринимательской нотариальная деятельность

Верховный Суд признал частично недействующей сноску к пункту 1 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей.

Верховный Суд РФ решил, что частнопрактикующих нотариусов нельзя относить к индивидуальным предпринимателям. Нотариус оспаривала в Суде одну из норм документа 10-летней давности — Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Правовой акт со ссылкой на статью 11 Налогового кодекса причислял к индивидуальным предпринимателям частных нотариусов, частных охранников и частных детективов. По мнению заявительницы, документ нарушал её право на ведение профессиональной деятельности в соответствии с законодательством о нотариате. Суд согласился с тем, что за прошедшее время изменения претерпело и законодательство, и само понятие «индивидуальный предприниматель». Представители ряда профессий к ИП больше не относятся. Спорное положение признано частично недействующим:

Т., являющаяся нотариусом, занимающимся частной практикой, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать сноску к пункту 1 Порядка недействующей. В заявлении указано, что содержащаяся в оспариваемом предписании ссылка на статью 11 Налогового кодекса. в ранее действовавшей редакции противоречит Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ. и нарушает ее право на ведение нормальной, подчиненной законодательству о нотариате профессиональной деятельности.

. понятие «индивидуальные предприниматели», являющееся одним из основных, используемых для целей Кодекса, претерпело значительные изменения. В силу действующего в настоящее время абзаца четвертого пункта 2 статьи 11 Кодекса, в редакции Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ, под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, сноска к пункту 1 Порядка противоречит приведенному законоположению, поскольку в ней используется понятие «индивидуальные предприниматели» в ином значении, чем оно используется в Кодексе.

Не может служить основанием для признания оспариваемого предписания соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и ссылка Федеральной налоговой службы на то, что нормы Кодекса обязывают нотариусов, занимающихся частной практикой, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов), представлять по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, а также исчислять налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

. Между тем при вступлении в силу изменений федерального законодательства нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат приведению с ними в соответствие.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу сноску к пункту 1 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. в части признания частных нотариусов индивидуальными предпринимателями.

Напомним, что главным документом, регулирующим деятельность нотариусов, являются «Основы законодательства РФ о нотариате». Принятый в 1993 году правовой акт определяет, в частности, права и обязанности нотариуса, его ответственность, основные правила совершения нотариальных действий.

Добавим, Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения и т.д. Это прописано в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.taxru.com/blog/25

This article was written by admin

×
Юридическая консультация онлайн